Элитный эскорт в агентстве Queens Palace

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ И ЗАИМСТВОВАНИЯ ЗАПАДНЫХ ФОРМАТОВ

М.В.Мартыненко
Российский Университет дружбы народов, аспирантка
Научный руководитель – к.т.н.. доцент А.Н.Широбоков

Одним из самых доступных, массовых и эффективных
форм информационного обмена является телевидение.
В советский период развивалась техника телевидения,
сложилась система жанров, определились основные функции
и задачи. Советское телевидение часто критикуют за слепое
выполнение « идеологического заказа» коммунистической
партии и отсутствие объективной оценки действительности.
В системе передач телевидения СССР большое внимание
уделялось воспитанию аудитории в рамках нравственных
ценностей.
Кроме того, телевидение того периода уделяло большое
внимание науке и искусству, о чем свидетельствует
достаточное количество научно-просветительских программ
того времени.
Телевизионный критик Сергей Муратов, в своей книге
«ТВ-Эволюция нетерпимости» пишет о том, как менялась
ситуация на советском телевидении в разные периоды:
«Недоумевающих иностранцев поражало, как сочетаются на
одном экране лобовая пропаганда и просветительские
программы, откровенная идеология и мировая классика. Они
не понимали ( подобно сегодняшним реформаторам), что
культура была тогда частью официальной идеологии,
включая в себя не только идеальные образы советского
человека, но и его национально-историческое наследие,
популяризируя произведения национальной литературы,
театра, балета, музыки», многие деятели культуры в то время
тоже испытывали трудности в связи с идеологическим
гнетом, но все же, продолжает Муратов: «Наиболее
сокрушительный удар по экранной культуре и телекино был
нанесен не ужесточенным идеологическим контролем, а
победой порожденного перестройкой рыночного начала».
После перестройки, в период экономического кризиса,
телевидение, лишенное государственного финансирования,
вынуждено было искать новые источники доходов. Таким
источникам для отечественного ТВ стала реклама.
Телевещатели неизбежно попали под власть рейтингов. В
условиях коммерциализации телевидения именно рейтинги
стали решающим фактором формирования сеток вещания.
Окончательный переход российского телевидения на
«коммерческие рельсы» принес с собой не только
зависимость от рекламы и поворот к удовлетворению
массовых, усредненных потребностей, но и все более частое
«калькирование» западных форматов телепередач, которые
были непонятны российскому менталитету и насаждали
чуждые для аудитории ценности.
В результате коммерциализации, все крупные
телеканалы страны постепенно переориентировались на
программы, адресованные массовой аудитории, уходя от
узкоцелевых программ. Таким образом, сложилась ситуация,
когда на центральных телеканалах эфирная сетка
формируется исходя из трех основных составляющих:
информации, кинопоказ ( все чаще заменяемый сериалами
криминального характера – «Опера», «Улицы разбитых
фонарей», «Тайны следствия», «След» и т.д.), развлечения и
шоу ( игровые форматы-близнецы: «Танцы со звездами»,
ледовые шоу, «Большие гонки», «Жестокие игры», реалити-
шоу: «Голод», «Большой брат», «Последний герой», «Дом-2»
и ситкомы западного образца: «Счастливы вместе»,
«Универ», «Одна за всех», «Кто в доме хозяин» и т.д). Это
объясняется тем, что указанные форматы способны собрать
самую широкую аудиторию, а значит обеспечить высокий
рейтинг. На телеэкранах почти не осталось эфирного
времени для тех видов программ, внутри которых
российское законодательство запрещает размещать рекламу.
Это, прежде всего, детские и религиозные программы.
Например, один из самых популярных каналов РФ –
«Первый канал» - детские передачи « Первого» можно
пересчитать по пальцам, учитывая их размещение в сетке
вещания ( по выходным с 8 до 11 часов утра), сложно
утверждать, что они выполняют свои социокультурные
функции по воспитанию молодого поколения в рамках
традиционных норм морали и нравственности, так как
молодое поколение смотрит телеканалы ТНТ, СТС, MTV, где
в прайм-тайм размещены телепередачи, пропагандирующие
западный образ жизни, свободное сексуальное поведение,
отсутствие авторитетов и отказ от общепринятых норм
поведения в обществе.
Для возвращения телевидения к просвещению,
воспитанию норм морали, нравственности необходимо
принимать меры на государственном уровне. Многие
исследователи более десятилетия назад предлагали
различные варианты контроля за социокультурным
воздействием телепередач: «По нашему мнению, необходимо
упорядочить отношения субъектов телерадиовещания с
аудиторией путем введения в проект закона статьи о правах
телезрителя и радиослушателя, которой в настоящее время в
нем нет: Закон должен оградить зрителя и слушателя от
любых форм давления, использования психологических и
других скрытых форм воздействия». Разработка таких
механизмов регуляции отечественного телеэфира по-
прежнему остается актуальной проблемой.

Литература:
1. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты
этических представлений). - М.: Логос, 2001. - 6 с.
2. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты
этических представлений). - М.: Логос, 2001. - 240 с.
3. www.1tv.ru
4. www.rutv.ru
5. www.ctc-tv.ru
6. www.tnt-tv.ru