Элитный эскорт в агентстве Queens Palace

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Грабельников А.А., д.и.н., профессор
Российский университет дружбы народов

Вытесненная из СМИ как субъект журналистики, аудитория переместилась в данном качестве в новую информационную среду – Интернет и к настоящему времени заняла весьма серьезную позицию в блогосфере и социальных сетях. Участники некоторых сетей исчисляются уже миллионами. Так в «Fasebook» зарегистрировано более полумиллиарда пользователей, «ВКонтакте» - более 97 млн пользователей, в «Одноклассниках» - 45 млн пользователей. Наиболее активная часть аудитории социальных сетей – это студенты. Многие из них ведут собственнные блоги. Среднестатистический портрет отечественного блогера таков: это студентка в возрасте 22 лет, проживающая в Москве. Ее блог существует 1 год и 9 месяцев, она обновляет его один раз в пять дней. У нее 19 друзей, а записи в дневнике комментируют 10 человек. Активность блогеров становится значительно выше через полтора года после создания дневника. Резко увеличивается число записей, и еще больше – комментариев. Пик активности наступает через 2,5 – 3 года после регистрации аккаунта (1).
Мы обратились к представителям этой категории блогеров как наиболее типичной для Рунета – студенткам факультетов журналистки столичных университетов - и попросили высказать свое мнение о социальных сетях и перспективах их развития как средства массовой коммуникации. Большинство из них является постоянными пользователями сетей «Одноклассники.ру», «ВКонтакте.ру», «Facebook.com», «Twitter.com», «LiveJournal». Попали они в эти сети по совету своих друзей и из любопытства. Ответы были неоднозначными. Многие констатировали, что в ближайшем будущем сети станут важным спутником большинства людей; возможно, в них перекочуют многие СМИ, однако количество сетей может сократиться и укрупниться. К положительным сторонам социальных сетей были отнесены:
- быстрый поиск необходимой информации, единомышленников, общение с ними, с друзьями, родственниками, другими людьми, находящимися в разных точках страны и мира; возможность самовыражения, реализация творческого потенциала; это прекрасный способ общения не только между отдельными людьми, но и между группами;
- чтение постов интересных, известных личностей, их комментирование; освещение вопросов и тем, которые не затрагивают или замалчивают традиционные СМИ;
- помощь в организации своей профессиональной деятельности, продвижения и рекламирования ее в Интернете; «Твиттер» нередко используют как информатора, для литературного самосовершенствования под девизом «Ни дня без строчки!». В «LiveJournal» записывают мысли, темы, которые волнуют. «ВКонтакте» выкладывают и получают нужную информацию о расписании занятий, учебе, заданиях и т.д., что-то продают и покупают, ищут работу, партнеров по бизнесу, спутников жизни;
- соцсети - отличная платформа для рекламы чего бы то ни было, т.к. это огромный охват аудитории и к тому же практически за бесценок;
- прежде чем что-то купить, люди заходят на форумы и читают отзывы о качестве продукта, это помогает избегать многих неприятностей;
- с помощью соцсетей можно быстро собрать необходимые средства на лечебную помощь больным людям;
- бурное обсуждение в сети острых социальным проблем или чрезвычайных происшествий вынуждают средства массовой информации прислушиваться к ним, передавать эту информацию по своим каналам.
К отрицательным сторонам:
- к сетям сильно привыкаешь и начинаешь зависеть от них, в своем роде это некий наркотик; в твоей голове сидит «червячок», который постоянно напоминает, что нужно зайти, проверить, ответить, выложить, написать и т.д.; есть люди, которые уже просто живут в этих сетях, путая виртуальность с реальностью, что ведет к деградации личности;
- вместо работы и отдыха люди «убивают» много времени на сидение в Интернете без какой-либо пользы для себя, это влияет на здоровье – на зрение, нервную систему, сон, и т.д.; снижает работоспособность и качество работы;
- социальная сеть, возможно, является источником личной информации для различных спецслужб. Мы, не задумываясь, выкладываем в сетях информацию о себе, а также о родных и друзьях, что может обернуться для них неприятностями. На некоторых ресурсах уже невозможно удалить собственную страницу (можно только закрыть от других), она остается в базе данных сети;
- сети не заменят живого человеческого общения: смайлики не могут выражать настоящих эмоций, ощущений и настроений;
- бывает, что за «никами» и фото прячутся совершенно иные люди и не всегда с хорошими намерениями. Сети дают возможность манипулировать людьми, внедрять в их умы далеко небезобидные идеи; на платформе социальных сетей очень легко формировать различные группы в чьих-то интересах;
- социальные сети сегодня превращаются в средство маркетинга, они в большей степени удовлетворяют потребности рекламодателей и пиарщиков, чем непосредственно пользователей; очень мало используются социальные сети по их прямому назначению; нередко они превращаются в огромную свалку словесного мусора;
- социальные сети не могут заменить или быть СМИ, т.к. в них нет достоверности, объективного отражения действительности.
К этому можно добавить слова профессора В.В. Смирнова, о том, что сеть – понятие не однолинейное. Кто-то ловит, а кто-то ловится. В любом случае «запутаться» в ней, попасть от нее в зависимость не так уж и сложно (2).
Интернет-сервисы тем не менее поставляют пользователям все новые и новые формы участия в производстве, обмене и потреблении информации. Они услужливо «отлавливают» в глубинах сетей возможных ваших знакомых и предлагают тут же связаться с ними, сделать их своими друзьями. То есть выступают в роли этаких современных искусителей, сводников. И вот уже вашу страничку заполняют толпы знакомых и незнакомых людей – друзья, гости, которым нужно уделять время и немалое. Сколько просиживают люди в этих сетях часов, дней, лет, наверное, подсчитать вряд ли кому-нибудь удастся. Некоторые пользователи в виртуальном пространстве пребывают больше, чем в окружающей действительности. Каков же КПД этих посиделок?
Подавляющая часть таких контактов – это обмен всякой малозначительной информацией на уровне межличностного общения. Обсуждение же общественно важных проблем или то, что сегодня называют «гражданской журналистикой», занимает в этом бескрайнем народном информационном море столь незначительное место, что его вряд ли можно выразить в долях процента. Да и эта народная журналистика наряду с положительными имеет немало отрицательных сторон, в числе которых, как подчеркивает исследователь интернет-сервисов социальных сетей Л.А. Браславец, низкое качество многих любительских материалов, отсутствие ответственности пользователя-автора за дезинформацию (которая может вызвать даже панические настроения), большой объем информационного шума, спама, нередкий выход дискуссии из надлежащего русла, использование в комментариях ненормативной лексики и др. (3). Больше всего же удручает, пожалуй, уровень знания родного русского языка. Особенно, у пользователей новой генерации. Участвовать в дискуссиях с малограмотными в прямом смысле слова и малокомпетентными в обсуждаемых вопросах людьми не всякому понравится.
Видимо, развитие «гражданской журналистики» нужно начинать с восстановления культурного уровня народа, обучения его правилам дискуссии и хорошим манерам. За последние двадцать лет непрерывных реформ новые поколения выпускников школ заметно уступают в знаниях своим сверстникам советской поры. Общество 1970-80-х гг. было значительно более образованным с точки зрения общего уровня знаний. С началом перестройки он было готово обсуждать социальные проблемы и коллективно искать их решения. Но у него не было для этого достаточных технических условий. В партийно-государственных СМИ печаталась лишь незначительная часть авторов из тех, кому было что сказать.
Сегодня, с широким развитием Интернета и социальных сетей, такие условиях появились. Однако «авторский состав» и качество, содержание текстов, который он производит, значительно понизились. Социальные сети наполнены тысячами гигабайт примитивных сообщений, спама, информационного мусора. Вся эта техническая мощь могла бы приносить гораздо больше пользы для общества, будь нынешние молодые пользователи воспитаны в духе гражданской активности и социальной ответственности. Поэтому нынешняя задача, на наш взгляд, - активно развивать эти качества у населения, возрождать его энтузиазм и желание участвовать в коллективном управлении общественными процессами через информационную деятельность, в самоуправлении собственной жизнью.

Литература:

1. Смирнов В.В. Служение: Юбилейный сборник. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2009. С.123. 2.http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2008.pdf
3. Браславец Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: Автореф. канд. дис. – Воронеж, 2010. С.11-12.